
Чистота сжатого воздуха – залог «здоровья» всей пневматики. Эта аксиома, особенно актуальна на предприятиях стекольной промышленности. Абразивная пыль, масляная эмульсия негативно влияют на работу всего пневматического оборудования. На стекольных заводах требуется качественный сжатый воздух, не содержащий масла и имеющий точку росы под давлением не выше +3oС. Основными его потребителями являются: горячий и холодный участки цеха выработки со стеклоформующими машинами (рабочее давление на входе 3,2 – 3,5 бар, на некоторых типах требуется некоторое количество воздуха (около 5%) с давлением 6 бар на систему управления), и составной цех с системой пневмотранспорта (если таковая есть) – рабочее давление 6 бар. Некоторое количество воздуха может идти на вспомогательные нужды (обдув печи, пневмоинструмент и т.п.).
С задачей очистки технологического воздуха от загрязнений в виде паров масла, влаги и механических включений, а также от уже сконденсировавшейся в трубах воды в любой из систем воздухоснабжения успешно справляются магистральные фильтры, осушители, охладители SMC Corporation – мирового лидера в производстве элементов пневмоавтоматики.
Изначально воздух после компрессора должен охлаждаться. Это происходит как естественным путём в ресиверах, так и с использованием специальных охладителей воздушного и водяного типов HAA//HAW.
Особенности нашей конструкции позволяют охлаждать входящий после компрессора воздух с температурой до 200 °C.
Особенно это актуально летом, когда воздух на входе в компрессор уже имеет значительные плюсовые значения. И только после охлаждения сжатого воздуха до температуры около 50 °С, его имеет смысл пропускать через осушитель или магистральный фильтр. В противном случае значительная часть влаги и масла, находящаяся в парообразном состоянии, беспрепятственно пройдёт через фильтр. А при дальнейшем охлаждении воздуха – конденсируется уже в магистрали, образуя загрязнения из закоксовавшегося масла и кусков ржавчины (разводка воздушных магистралей, как правило, сделана из «черных» труб).
Первым на пути загрязнений мы рекомендуем устанавливать фильтр серии AFF. Широкий диапазон исполнений от 300 до 72000 н.л/мин. – состоит из 12 типоразмеров с присоединениями от 1/8» до фланца 8В. Тонкость фильтрации – 3 мкм. Его принцип действия – это слияние мелких капель в более крупные непосредственно в фильтрующем многослойном элементе (т.н. явление коалесценции). Образовавшиеся крупные капли стекают на дно резервуара. Простота подбора – артикулы фильтров серии AFF синхронизированы с мощностью компрессора (например, фильтр AFF22C рекомендуется применять с компрессором мощностью 22 кВт). В стандартном исполнении наши фильтры снабжены устройством автоматического отвода конденсата. Как опции – исполнения с дифференциальными реле давления или манометром, индикатором загрязненности фильтроэлемента и т.д. Ещё одним очевидным преимуществом фильтров SMC являются минимальные потери давления на нём (около 0,1 бара) и величина минимального рабочего давления (0,5 бара).
Для удобства модульного монтажа фильтры (до 3700 л/мин) могут собираться в блоки, в том числе и с финишными (местными) фильтрами, маслораспылителями, датчиками давления, клапанами, запорными кранами и т.д.
Линейка магистральных фильтров также включает влагоотделитель AMG и микрофильтр (маслоотделитель) AM.
Водоотделиитель AMG (удаляет более 99% воды) следует использовать совместно с магистральным фильтром AFF, устанавливая его после фильтра. Это обеспечивает максимальную эффективность очистки: твёрдые частицы, масло и основная часть воды задерживается фильтром, а остатки влаги задерживаются водоотделителем. Необходимо также иметь ввиду, что даже после полной очистки воздуха от воды конденсат может появляться вновь, если температура воздуха продолжает падать. Поэтому водоотделитель следует устанавливать в той точке магистрали, где воздух имеет минимальную температуру. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда клиент вопреки нашим рекомендациям применяет только AMG без AFF, ссылаясь при этом на то, что у него воздух «чистый и сухой». Естественно происходит «залипание» поплавка устройства для отвода конденсата. Конечно, это легко устраняется разбором колбы фильтра и простым протиранием поплавка конденсатоотводчика, но главное – предупреждает о наличии механических и масляных загрязнений в воздухе.
После многих лет эксплуатации заводские магистрали имеют сложную «противоречивую» конфигурацию и иногда мы имеем дело с несанкционированным вбросом масла в магистраль. Локальная установка маслоотделителей серии AM позволяет удалить масляный туман (до 99,9%) и твёрдые частицы с размером до 0,3 мкм. Штатно фильтроэлемент обеспечивает заявленные параметры в течение 2 лет, но у некоторых клиентов из-за сильной загрязнённости воздуха маслом этот срок реально составляет полтора месяца. Конденсатоотводчик «плюётся» чистым маслом, но зато далее за фильтром узел стеклоформующей машины работает без сбоев. Очевидно, что убытки от простоя СФМ даже на холостом ходе несопоставимы со стоимостью фильтроэлемента.
Нашлось место для применения на стекольных заводах и фильтра сверхтонкой очистки АМЕ. Он предназначен для систем очистки сжатого воздуха, где не допускается наличие в воздухе масляного тумана (снижает содержание масла в воздухе до 0.01 мг/м3 , что эквивалентно использованию безмасляного компрессора). Область применения таких фильтров – воздухоразделительные установки (генераторы кислорода) для получения воздуха, обогащённого кислородом, поскольку при производстве стеклоизделий кислород подается на газовые горелки (используются для отрезания некондиционной части изделия, оплавления кромок и огневой полировки поверхности для оплавления микродефектов).
Обычно заводской компрессор уже снабжен осушителем. Однако на практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда он отключается на профилактику либо ремонт из-за выхода системы водяного охлаждения (кстати, здесь очень интересно наше решение по самоочищающимся водяным фильтрам FN4). Поэтому локально применяются наши осушители рефрижераторного типа серии IDFA. Они обеспечивают номинальный расход сжатого воздуха с точкой росы +3 °С (под давлением 7 бар) до 22300 норм.л/мин.
Непосредственно на оборудовании широко используются фильтры финишной очистки вихревого типа серий AF900. Штатно они смонтированы на значительной высоте вне зоны прямого доступа обслуживающего персонала, но снабжены при этом устройством отвода конденсата ручного типа. Поэтому нашим клиентам мы предлагаем всё-таки использовать колбы с автоматическим отводом конденсата. Всё большее применение находят устройства автоматического отвода конденсата ADM, EAD, ADH, особенно для удаления из ресиверов накапливающейся в них вязкой смеси масла и воды.
Регулирование давления осуществляется как стандартными регуляторами AR10…60, так и регуляторами с высокой пропускной способностью AR900 (до 18000 норм.л/мин), а также прецизионными регуляторами серии IR.
Из-за значительной протяженности магистралей при централизованном воздухоснабжении на ряде удалённых от компрессора производственных участках (в частности на упаковке и на холодном спрыске) ощущаются «провалы» давления. Это приводит к некорректной работе оборудования. Для устранения этой проблемы широко применяются усилители давления с ресиверами VBA 10…40. Их применение позволяет не только обеспечить далее по линии повышение рабочего давления в магистрали (например, с 5 до 8 бар), но и обеспечить его стабильную величину.
С другими группами нашей продукции (пневмораспределителями, исполнительными механизмами (пневмо- и бесштоковыми цилиндрами), клапанами на воздух и воду, жидкостными фильтрами, решениями для вакуума, гидравлики, смазки и обдува) вы можете ознакомиться в каталоге.
Автор публикации Томских Сергей Федорович,
генеральный директор ООО “СТ пневматик”